Николай Бердяев о ленине как политике: между прагматизмом, аморализмом и фанатизмом
DOI:
https://doi.org/10.20535/2308-5053.2020.1(45).226483Ключові слова:
ленинизм, сталинизм, русская революция, коммунизм, мотив власти, аморализмАнотація
В статье со ссылками на различных исследователей и политиков указывается, с одной стороны, на противоречивое отношение к персоне и политической практике Ленина, представленное в научном и политико-идеологическом дискурсе, а с другой – на огромную роль коммунистического вождя по трансформации политической картины мира ХХ века. Кроме этого, концепция ленинизма с различной степенью выраженности по-прежнему сохраняет свое влияние на политические процессы на постсоветском пространстве.
В тексте, используя аналитическую аргументацию Бердяева, представленную в различных его трудах, изучаем совокупность личностных и политических способностей и качеств Ленина, позволивших ему одержать политическую победу: а) присущий ему энергетически сильно выраженный мотив власти и личностный фанатизм; б) использование любых средств для достижения целей революции; в) воспроизводство традиционной для России модели государственного управления; г) превращение коммунистической доктрины в разновидность религиозного (тоталитарного) учения; д) масштабное использование принуждения и насилия при одновременном пренебрежении ценностью и свободами личности; е) отражение в политике доминировавших в стране историкокультурных традиций, что обусловило соответствие образа Ленина параметрам «типически русского человека»; ж) творческое отношение к идеологии марксизма, позволившее сформулировать доктрину о возможности социалистической революции в одной стране; з) разработка организационных основ партийного строительства в России; и) оригинальное соединение в себе качеств революционера (разрушителя) и государственного деятеля; к) политический деспотизм и др. Бердяев указывает на нерешенность задач социалистического строительства в советской России, так как после революции в стране появилась новая, далекая от интересов народа привилегированная элита и не был преодолен феномен социального отчуждения. Определяются разработанные Лениным политические технологии, которые могут быть использованы в современной политике.
Посилання
Лукашенко: мне до Ленина и Сталина еще «топать и топать». URL: https://interfax.by/news/policy/raznoe/1118575/ (дата обращения: 15.10.2012).
Слёзкин Ю. Большевизм: от Ленина до Путина. URL: https://www.svoboda.org/a/29847345.html?withmediaplayer=1 (дата обращения: 29.03.2019).
Лосский Н.О. Характер русского народа. Условия абсолютного добра. Москва : Политиздат, 1991. С. 238–350.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва : Политиздат, 1992. 543 с.
Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции. Мосты : сборник статей к 50-летию русской революции. Мюнхен : Товарищество русских писателей, 1967. С. 7–32.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Москва : Наука, 1990. 224 с.
Троцкий Л.Д. О Ленине. К истории русской революции. Москва : Политиздат, 1990. С. 204–246.
Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. Гносеологическое введение. Судьба России. Москва : Советский писатель, 1990. С. 224–334.
Мережковский Д. Тайна русской революции (опыт социальной демонологии). Человек. 1997. № 3. С. 98–126.
Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине. Человек. 1997. № 3. С. 67–75.
Бердяев Н.А. Судьба России. Судьба России. Москва : Советский писатель, 1990. С. 3–223.
Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. Москва : Мысль, 1991. 224 с.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. Философия свободы. Москва : АСТ, 2004. С. 477–728.