ИНТЕГРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН
DOI:
https://doi.org/10.20535/2308-5053.2018.1(37).152838Ключові слова:
интеграция инженерного образования и бизнес-образования, инженер-предприниматель, коммерциализация технического творчества, инновационная экономикаАнотація
На основе анализа данных социологического исследования, проведенного в рамках международного научно-исследовательского проекта БРФФИ-ГФФИУ по теме «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик», выявлены высокий уровень мотивации и готовность студентов инженерных специальностей Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского» (Киев) и Белорусского национального технического университета (Минск) заниматься промышленным предпринимательством. Обосновывается, что техническое студенчество стран бывшего Советского Союза может быть социальной базой перехода к рыночной инновационной экономике при условии осуществления интеграции инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах для подготовки инженера-предпринимателя (подобная интеграция уже существует в западных странах). Аргументируется (с учетом соответствующего международного опыта), что существует высокая потребность в подготовке инженера-предпринимателя в бывших советских странах, поскольку данная социальная фигура является ключевой в коммерциализации технического творчества – глобального тренда, запущенного в западных странах в ходе развития промышленного капитализма и обоснованного в концепции инновационной экономики выдающегося австрийско-американского экономиста Й. Шумпетера.
Публикация содержит результаты исследований, проведенных при грантовой поддержке Государственного фонда фундаментальных исследований Украины по конкурсному проекту Ф73/24456 «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик.
Посилання
Попов Г., Аджубей Н. Пять выборов Никиты Хрущева. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/15100/.
Amanda Goodall. Universities and Leaders: A Causal Link. International Higher Education. The Boston College Center for international higher education. Number 45. Fall 2006, page 20–21.
Бизнес технарей. Как белорусская компания поставляет лазеры для Airbus и двигает приборостроение. URL: https://news.tut.by/economics/552235.html.
Engineering Research in Irish Economic Development. The Paper prepared by a Taskforce of the Irish Academy of Engineering. December 2010. Irish Academy of Engineering: 22 Clyde Road, Ballsbridge. URL: academy@engineersireland.ie.
Шаттенберг С. Инженеры Сталина. Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. Перевод с немецкого В.А. Брун-Цехового, Л.Ю. Пантиной. URL: http://www.rulit.me/books/inzhenery-stalina-zhizn-mezhdu-tehnikoj-i-terrorom-v-1930-e-gody-read-304681-1.html.
Инженерное образование сегодня: проблемы и тенденции. Интервью президента МГТУ им. Н.Э. Баумана, академика РАН И.Б. Федорова главному редактору журнала «Alma mater» Вестник высшей школы Л.Г. Тюриной. URL: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/04/26/299/.
Возможно, детям нужно становиться предпринимателями со школы. Нуриэль Рубини об образовании будущего. URL: https://probusiness.io/ideas/4313-vozmozhno-detyam-nuzhno-stanovitsya-predprinimatelyami-so-shkoly-nuriel-rubini-ob-obrazovanii-budushchego.html?utm_source=tut.by&utm_medium=title_block&utm_campaign=tut.by
Есть ли будущее у капитализма? Сб. Статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхуна. Пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 320 с.
Ефимушкин С.Н. Подготовка современного специалиста для высокотехнологичного производства (опыт подготовки инженера-предпринимателя во Франции). Менеджмент и бизнес-администрирование. No2. 2010. С. 173–179. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18180069_70567300.pdf.