ИНТЕГРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН

Автор(и)

  • П. В. Кутуев Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • Г. А. Коржов Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • И. В. Пиголенко Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • А. Л. Якубин Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • А. А. Мельниченко Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • Е. А. Акимова Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • А. Н. Ищенко Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Україна
  • С. В. Костюкевич Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Білорусь
  • И. А. Андрос Белорусскый государственный университет, Білорусь
  • О. В. Кобяк Белорусскый государственный университет, Білорусь

DOI:

https://doi.org/10.20535/2308-5053.2018.1(37).152838

Ключові слова:

интеграция инженерного образования и бизнес-образования, инженер-предприниматель, коммерциализация технического творчества, инновационная экономика

Анотація

На основе анализа данных социологического исследования, проведенного в рамках международного научно-исследовательского проекта БРФФИ-ГФФИУ по теме «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик», выявлены высокий уровень мотивации и готовность студентов инженерных специальностей Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского» (Киев) и Белорусского национального технического университета (Минск) заниматься промышленным предпринимательством. Обосновывается, что техническое студенчество стран бывшего Советского Союза может быть социальной базой перехода к рыночной инновационной экономике при условии осуществления интеграции инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах для подготовки инженера-предпринимателя (подобная интеграция уже существует в западных странах). Аргументируется (с учетом соответствующего международного опыта), что существует высокая потребность в подготовке инженера-предпринимателя в бывших советских странах, поскольку данная социальная фигура является ключевой в коммерциализации технического творчества – глобального тренда, запущенного в западных странах в ходе развития промышленного капитализма и обоснованного в концепции инновационной экономики выдающегося австрийско-американского экономиста Й. Шумпетера.

Публикация содержит результаты исследований, проведенных при грантовой поддержке Государственного фонда фундаментальных исследований Украины по конкурсному проекту Ф73/24456 «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик.

Біографії авторів

П. В. Кутуев, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

доктор социологических наук, профессор

Г. А. Коржов, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

кандидат социологических наук, доцент

И. В. Пиголенко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

кандидат философских наук, доцент

А. Л. Якубин, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

кандидат политических наук

А. А. Мельниченко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

кандидат философских наук, доцент

Е. А. Акимова, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

кандидат политических наук

А. Н. Ищенко, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского»

старший преподаватель

С. В. Костюкевич, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник
Института социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск

И. А. Андрос, Белорусскый государственный университет

кандидат социологических наук, доцент Белорусского государственного университета, Минск

О. В. Кобяк, Белорусскый государственный университет

доктор социологических наук, доцент Белорусского государственного университета, Минск

Посилання

Попов Г., Аджубей Н. Пять выборов Никиты Хрущева. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/15100/.

Amanda Goodall. Universities and Leaders: A Causal Link. International Higher Education. The Boston College Center for international higher education. Number 45. Fall 2006, page 20–21.

Бизнес технарей. Как белорусская компания поставляет лазеры для Airbus и двигает приборостроение. URL: https://news.tut.by/economics/552235.html.

Engineering Research in Irish Economic Development. The Paper prepared by a Taskforce of the Irish Academy of Engineering. December 2010. Irish Academy of Engineering: 22 Clyde Road, Ballsbridge. URL: academy@engineersireland.ie.

Шаттенберг С. Инженеры Сталина. Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. Перевод с немецкого В.А. Брун-Цехового, Л.Ю. Пантиной. URL: http://www.rulit.me/books/inzhenery-stalina-zhizn-mezhdu-tehnikoj-i-terrorom-v-1930-e-gody-read-304681-1.html.

Инженерное образование сегодня: проблемы и тенденции. Интервью президента МГТУ им. Н.Э. Баумана, академика РАН И.Б. Федорова главному редактору журнала «Alma mater» Вестник высшей школы Л.Г. Тюриной. URL: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/04/26/299/.

Возможно, детям нужно становиться предпринимателями со школы. Нуриэль Рубини об образовании будущего. URL: https://probusiness.io/ideas/4313-vozmozhno-detyam-nuzhno-stanovitsya-predprinimatelyami-so-shkoly-nuriel-rubini-ob-obrazovanii-budushchego.html?utm_source=tut.by&utm_medium=title_block&utm_campaign=tut.by

Есть ли будущее у капитализма? Сб. Статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхуна. Пер. с англ. под ред. Г. Дерлугьяна. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. 320 с.

Ефимушкин С.Н. Подготовка современного специалиста для высокотехнологичного производства (опыт подготовки инженера-предпринимателя во Франции). Менеджмент и бизнес-администрирование. No2. 2010. С. 173–179. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18180069_70567300.pdf.

##submission.downloads##

Опубліковано

2018-06-04

Номер

Розділ

Соціологія