Принципы теоретической валидизации в социологическом исследовании
DOI:
https://doi.org/10.20535/2308-5053.2014.2(22).119023Ключові слова:
теоретическая валидизация, принципы, прогнозирование, социологические законыАнотація
В статье рассмотрены главные принципам теоретической валидизации в социологическом исследовании. К ним отнесены: комплексность, единство качественного и количественного подходов, социально-культурная релевантность, концептуальная
представительность и значимость, операционализируемость, междисциплинарность, социально-пространственная и темпоральная упорядоченность, прогностичность. Поскольку
тема является новой для отечественной социологии дополнительно проанализированы подходы к определению теоретической валидности в зарубежной социологии, виды и уровни теоретической валидизации. В контексте проблемы социологического прогнозирования внимание также уделено особенностям формулировки социологических законов. При этом
акцент сделан на исторической социологии
Посилання
Дембицкий С. Теоретическая валидизация на различных уровнях социологического исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2010. – №4. – с. 152-178.
Дембицкий С. Теоретическая валидность измерительной процедуры и смещение данных в социологическом исследовании // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – №3. – С.99-118.
Йоргенсен М.В., Филлипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. – Х.: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.
Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. Том 1. – М.: Прогресс, 1980. – 496 с.
Морган Г. Образы организаций. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 504 с.
Никифоров А. Философия науки: история и теория. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.
Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Ансельм Страусс, Джульет Корбин – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.
Cureton E. Validity // Educational Measurement. - Washington, D.C.: The American Council on Education, 1951 – P. 621–695.
Hannes K., Lockwood C., Pearson A. A Comparative Analysis of Three Online Appraisal Instruments' Ability to Assess Validity in Qualitative Research [Electronic resource] // Qualitative
Health Research. – Access mode:
http://qhr.sagepub.com/content/early/2010/07/28/1049732310378656.full.pdf+html
Haynes S., Richard D., Kubany E. Content Validity in Psychological Assessment: A Functional Approach to Concepts and Methods // Psychological Assessment. – 1995. – №3. – Р.
–247.
Johnson B. Examining the validity structure of qualitative research // Education. – 1997. – №2. – P. 282-292.
Maxwell J. Understanding and validity in qualitative research // Harvard Educational Review. – 1992. – №3. – P. 279-300.
Messick S. Validity // Educational Measurement / ed. by L. Linn. – New York: Macmillan, 1989. – P. 13-103.
Mouton J. Basic Concepts in the Methodology of the Social Sciences. – Pretoria: HSRC Publishers, 1996. – 276 р.
Phillips B. Social research: Strategy and tactics. – New York: MacMillan, 1966. – 336 p.
Pulkkinen J. The paradigms of e-Education [Electronic resource]. - Access mode: http://herkules.oulu.fi/isbn9514272463/html/index.html
Rose G. Deciphering sociological research. – London: The MacMillan Press, 1982. – 335p.