СИСТЕМА ВИЩОЇ ОСВІТИ ЯК ПРЕДМЕТ ПОЛІТИЧНОГО УПРАВЛІННЯ У ТРЕТЬОМУ РЕЙХУ: ЦІЛІ ТА НАСЛІДКИ
DOI:
https://doi.org/10.20535/2308-5053.2018.1(37).152833Ключові слова:
вища освіта, освітня політика, Третій Рейх, тоталітарний режим, націонал-соціалізм, народне співтовариствоАнотація
У статті розглядаються основні напрямки, етапи та інструменти трансформації системи вищої освіти Німеччини в умовах тоталітарного режиму. Аналізується вплив нацистської політики та ідеології на освітню та дослідницьку діяльність, інституційний розвиток вишів.Посилання
Антропов Р.В., Антропова Н.А. Юридическое образование Третьего рейха: под «прицелом» нацистской идеологии. Genesis: исторические исследования. 2017. No 8. С. 30–40.
Бабина М.С. Высшее образование как инструмент политической власти в Третьем Рейхе. Вест- ник Томского государственного университета. 2016. No 404. С. 27–31.
Беркович Е. Наука в тени свастики. Нева: литературный журнал. 2008. No 5. С. 175–189.
Бронніков В.Д., Приймак О.В. Вплив політичної кон’юнктури на освіту і науку в Німеччині 1933–1945 рр. Грані. 2013. No 1. С. 100–103.
Бурашников, Д.А. Историческое знание в контексте национал-социалистической идеологии на примере творчества Эрнста Крика. Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Всеобщая история». 2014. No 13 (135). С. 146–156.
Гукасова Н.Р. К некоторым проблемам формирования национал-социалистической педагогики. Психология и педагогика: методика и проблемы. 2010. No 12-1. С. 124–129.
Давлєтов О. Бернхард Руст – від вчителя Веймарської доби до Міністра освіти, науки та культури Третього Рейху: штрихи політичного портрету. Південний архів. Історичні науки: збірник наукових праць. 2010. Вип. 31–32. С. 122–129.
Дацишина М.В. Идеологическая мобилизация молодежи: опыт нацистской Германии. Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. No 5. С. 81–96.
Дем’яненко Б. Освіта та виховання в умовах тоталітаризму. Нова політика. 2001. No 3. С. 41–45.
Ермаков А.М. Союз немецких девушек и реформа женского образования в нацистской Германии. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. No 14. С. 42–48.
Есипов В.В., Кузнецов С.И. Культурная политика в Третьем рейхе в предвоенные годы (1935–1939). Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Рели- гиоведение». 2015. Т. 14. С. 18–26.
Женин И. Между идеей и идеологией: политизация академического сообщества Германии в пер- вой трети XX века. Логос. 2013. No 1 (91). С. 122–143.
Капитонов Е.Н. Капитонов И.Е. Ситуация в немецкой науке при нацистах. Вестник ТГТУ. 2008. Т. 14. No 2. С. 409–415.
Конопелько О.В. Реалізація ідеологічної функції держави: досвід Німеччини. Право і безпека. 2013. No 2 (49). С. 33–38.
Корнева Л.Н. Наука и культура в нацистской Германии в оценке германских историков. Вестник КемГУ. 2012. No 4 (52). Т. 1. С. 57–62.
Короткий Г.А. Гитлер, интеллектуалы и массы. Философия и культура. 2017. No 6. С. 56–80.
Левин В.И. Наука при тоталитаризме: Германия, 1933–1945. Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. No 1. С. 71–75.
Миронов В.В., Миронова Д.В. Философ и власть: случай Хайдеггера. Вопросы философии. 2016. No 7. С. 21–38.
Михальченкова Н.А. Германский университет в условиях авторитаризма и тоталитаризма. Власть. 2016. No 11. С. 66–73.
Пленков О.Ю. Тайны Третьего Рейха: культура на службе вермахта. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 480 с.
Салата О.О. Діяльність Міністерства народної освіти і пропаганди Німеччини в системі нацистської ідеології в 1933–1941 рр.: збірник наукових праць «Гілея: науковий вісник». 2015. Вип. 99. С. 101–106.
Уолкер М. Наука при национал-социализме. Вопросы истории естествознания и техники. 2001. No 1. С. 3–30.
Чернуха О.В. Стан науки та освіти в Третьому рейху: збірник наукових праць «Гілея: науковий вісник». 2015. Вип. 102. С. 97–101.
Чопова В.Е. Национал-социалистическая педагогика: цели и теоретическая основа. Проблемы современной науки и образования. 2016. No 21 (63). С. 46–50.
Эванс Р. Третий рейх: дни триумфа: 1933–1939 / пер. с англ. Б. Кобрицова, А. Галактионова. Москва: У-Фактория, Астрель, 2010. 964 с.