Принципы теоретической валидизации в социологическом исследовании

Автор(и)

  • С. С. Дембицкий Институт социологии НАН Украины, Ukraine

DOI:

https://doi.org/10.20535/2308-5053.2014.2(22).119023

Ключові слова:

теоретическая валидизация, принципы, прогнозирование, социологические законы

Анотація

В статье рассмотрены главные принципам теоретической валидизации в социологическом исследовании. К ним отнесены: комплексность, единство качественного и количественного подходов, социально-культурная релевантность, концептуальная
представительность и значимость, операционализируемость, междисциплинарность, социально-пространственная и темпоральная упорядоченность, прогностичность. Поскольку
тема является новой для отечественной социологии дополнительно проанализированы подходы к определению теоретической валидности в зарубежной социологии, виды и уровни теоретической валидизации. В контексте проблемы социологического прогнозирования внимание также уделено особенностям формулировки социологических законов. При этом
акцент сделан на исторической социологии

Біографія автора

С. С. Дембицкий, Институт социологии НАН Украины

к.соц.н., научный сотрудник, Институт социологии НАН Украины

Посилання

Дембицкий С. Теоретическая валидизация на различных уровнях социологического исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2010. – №4. – с. 152-178.

Дембицкий С. Теоретическая валидность измерительной процедуры и смещение данных в социологическом исследовании // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – №3. – С.99-118.

Йоргенсен М.В., Филлипс Л.Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. – Х.: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.

Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. Том 1. – М.: Прогресс, 1980. – 496 с.

Морган Г. Образы организаций. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 504 с.

Никифоров А. Философия науки: история и теория. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Ансельм Страусс, Джульет Корбин – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.

Cureton E. Validity // Educational Measurement. - Washington, D.C.: The American Council on Education, 1951 – P. 621–695.

Hannes K., Lockwood C., Pearson A. A Comparative Analysis of Three Online Appraisal Instruments' Ability to Assess Validity in Qualitative Research [Electronic resource] // Qualitative

Health Research. – Access mode:

http://qhr.sagepub.com/content/early/2010/07/28/1049732310378656.full.pdf+html

Haynes S., Richard D., Kubany E. Content Validity in Psychological Assessment: A Functional Approach to Concepts and Methods // Psychological Assessment. – 1995. – №3. – Р.

–247.

Johnson B. Examining the validity structure of qualitative research // Education. – 1997. – №2. – P. 282-292.

Maxwell J. Understanding and validity in qualitative research // Harvard Educational Review. – 1992. – №3. – P. 279-300.

Messick S. Validity // Educational Measurement / ed. by L. Linn. – New York: Macmillan, 1989. – P. 13-103.

Mouton J. Basic Concepts in the Methodology of the Social Sciences. – Pretoria: HSRC Publishers, 1996. – 276 р.

Phillips B. Social research: Strategy and tactics. – New York: MacMillan, 1966. – 336 p.

Pulkkinen J. The paradigms of e-Education [Electronic resource]. - Access mode: http://herkules.oulu.fi/isbn9514272463/html/index.html

Rose G. Deciphering sociological research. – London: The MacMillan Press, 1982. – 335p.

##submission.downloads##

Опубліковано

2014-10-03

Номер

Розділ

Соціологія